Голуби и домащняя живность в Казахстане
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Тобет миф или реальность

Участников: 3

Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Тобет миф или реальность

Сообщение  Жексен Ср Окт 26 2011, 04:43

КАЗАХСКИЙ ТОБЕТ – МИФ, РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ
НЕОБХОДИМОСТЬ
К.Н.Плахов*, А.С.Плахова **

*ТОО «Институт экологического мониторинга и экспертизы»,
Клуб Кровного Охотничьего Собаководства.
**Военный институт КНБ РК.

Из всего многообразия исторически сложившихся аборигенных пород собак Юго-Западной Азии и Казахстана, до настоящего времени сохрани-лись лишь борзые восточной группы (родственные персидским салюки и арабским слюгги) - туркменские, казахские тазы и киргизские тайганы, а также приотарные и караульные собаки различных типов. Их именуют по-разному: в Туркмении копек и копек-си (чаще они известны как алабай), в Таджикистане дахдарма, в Узбекистане копек и казах-ит, в Казахстане тобет-ит, алапар-ит, араб-ит.
Приотарные и караульные собаки - эта достаточно древняя группа по-род пастушеских собак, применявшаяся для охраны и сопровождения, преж-де всего овечьих стад, караванов, кочевий на огромных пространствах от Индии и Монголии до Испании. Племена и народы на этой обширной тер-ритории за многотысячелетнюю историю выработали единственное, по-настоящему эффективное, средство защиты, прежде всего, мелкого рогатого скота – мощных и злобных собак, которые всюду сопровождают отары и не-сут службу все 24 часа в сутки. Собак подобного плана использовали также и в боевых целях в ассирийских, римских и греческих армиях, для травли зве-рей по завершении многомесячных загонов монгольской армии Великого императора Хубилай-хана и на аренах римских цирков. Некоторые из азиат-ских народов применяли таких собак для не менее интересной забавы – трав-ли друг с другом. Собачьи бои до сих пор проводятся (или до недавнего вре-мени проводились) в ряде районов Афганистана, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, а также в Туркмении.
На обширной территории Советского Союза расцвет кинологической работы со служебными и сторожевыми породами собак пришелся на 30-е го-ды нашего века. В это время Красная Армия была главным заказчиком кино-логов. Белорусский военный округ специализировался на ризеншнауцерах и ротвейлерах, Киевский – на южнорусских овчарках, Закавказский – исполь-зовал кавказских овчарок. Меньше повезло среднеазиатским овчаркам. Да, с ними работали, более того, как пишут авторы книги «Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения» В.А.Калинин, Т.М.Иванова и Л.В.Морозова (1992): «В 1923 году были организованы Центральные курсы инструкторов, готовившие пограничников и собак для пограничной службы, позднее они были переименованы в Центральную школу служебного собако-водства пограничных войск. Опытная работа этой школы показала, что среднеазиатская овчарка обладает хорошим чутьем и способностью к дрес-сировке на розыскной и сторожевой службе. Более того, Всесоюзные состя-зания служебных собак, проведенные в 1939 году, подтвердили высокие пользовательные качества этой породы по основным службам - среднеазиат-ские овчарки победили во всех разрядах: по розыскной, сторожевой и кара-ульной службам… По существу случайные собаки, подвергнувшиеся соот-ветствующей дрессировке, побили представителей много раз апробирован-ных импортных пород, заняв первые места по службам, которые строятся на чутье и активной форме оборонительной реакции…»
В довоенное время в Советском Союзе существовали 2 официальных стандарта азиатских служебных собак – туркменская и киргизская овчарка, причем под киргизской понималась казахская пастушеская собака («обитав-шая в киргизских степях к востоку и юго-востоку от города Орска»). После войны, на основе туркменских и, частично, таджикских пастушеских собак в была продолжена работа с породой, получившей окончательное название «среднеазиатская овчарка» (Калинин и др., 1992). Ее разведением занимают-ся в странах ближнего и дальнего зарубежья, и, прежде всего, в России. Стандарт этой породы признан Международной Кинологической Федераци-ей (FCI), ему присвоен регистрационный номер 335. При всем этом, к сожа-лению, не была проведена обычная для заводской породы унификация внут-рипородных типов. Это привело к тому, что, рассредоточившись по различ-ным центрам разведения, среднеазиатская овчарка до настоящего времени не может приобрести единообразного облика, а те или иные породные группы целиком и полностью зависят от знаний и работы лидеров региональной племенной работы с породой. В итоге, мы имеем «ленинградский», «ростов-ский», «иркутский», «новосибирский» и иные типы, достаточно сильно отли-чающиеся друг от друга (во всяком случае, больше чем, например, 4 породы бельгийских овчарок между собой). Нет единого облика породы и взглядов на нее и у нее на родине – в республиках Юго-Западной и Центральной Азии.
В Туркменистане с 1991 г. начата собственная работа по восстановле-нию туркменского типа породы, названного селекционерами «туркменским (азиатским) волкодавом» Организован племенной учет производителей, на-писан и утвержден Министерством Сельского Хозяйства Туркмении стан-дарт этой породы. Эталоном экстерьера (внешнего облика) туркменского волкодава был признан кобель Акгуш, многократный чемпион Туркмении по собачьим боям. Кроме этого, в Туркмении, при разведении собак этой поро-ды признана необходимость испытывать их рабочие качества на боях. Нет сомнения, что и другие азиатские республики имеют полное право на разве-дение (выведение) собственных пород собак любого предназначения. Иное дело, могут ли они воспользоваться этим правом в полной мере.
Как же обстоят дела с пастушескими собаками в Казахстане? Приотар-ные собаки в республике очень разные по внешнему виду, нет той сравни-тельной однородности их облика, которую можно наблюдать, к примеру, в Туркмении. Более того, очень много встречается метисов с другими порода-ми собак, такими как борзые – тазы (называемые в разных районах по-разному – дрок, дурек, дурегей, каин, каин-каптал и т.д.), немецкой и кавказ-ской овчарками. В начале 60-х гг. в республике работала экспедиция Ю.Н.Пильщикова, изучавшая чабанских собак. Всего членами экспедиции было обследовано 18425 собак. Из этого числа удельный вес собак, соответ-ствовавших по экстерьеру среднеазиатской овчарке, составил 22%. Различ-ные типы собак подобного облика, в зависимости от окраса и длины шерст-ного покрова и крепости сложения, в Южном Казахстане именовали «араб-ит» (белые), «алапар-ит» (пегие и пятнистые), «тобет-ит» (черно-подпалые). Последнее название в настоящее время наиболее употребимо и охватывает уже все типы крупных пастушеских собак республики. Пастушеские собаки Казахстана крайне слабо использовались для собачьих боев, их главная зада-ча была – защита отар от волков, аулов и кочевий - от ночных разбойных на-падений, иногда этих собак использовали для охоты, чаще на волков, реже – на кабанов. В настоящее время собаки типа «тобет» встречаются в Казахста-не единично, на территориях Шымкентской, Жамбылской и Кзыл-Ординской областей, а общее их количество, вместе с метисами, не превышает 200 особей, при тенденции постоянного сокращения численности. Действующие пи-томники не работают с собаками казахского типа. Впору уже заносить их на специальные страницы Красной книги, как находящиеся под угрозой исчез-новения, вот только сама по себе эта мера еще никому не помогала.
Вымирание местных пород собак в республике шло под воздействием как социально-экономических факторов (революция, голод 30-х гг., переход от кочевого к оседлому образу жизни, утеря традиций, сокращение охот-ничьих угодий, изменение структуры охотничьего промысла и его роли в экономике страны, уменьшение масштабов овцеводства), так и биологиче-ских (сокращение охотничье-промысловых видов животных, ввоз и разведе-ние других пород собак, новые заразные болезни, высокая смертность мо-лодняка особенно в густонаселенных районах, антирабические мероприятия, дератизация, использование отравленных приманок для волков, лисиц и др. животных, метизация, близкородственное разведение, особенно метизиро-ванных собак, уничтожение новорожденных сук). На исчезновение пастуше-ских и караульных пород, кроме этого, повлияло еще и использование их для собачьих боев. Как бы то ни было, пастушеские собаки и восточные борзые веками переживали вместе с людьми джуты и засухи, нашествия волков и разбойников, успешно справлялись с защитой хозяйского скота и жилища (тобеты) и добыванием дичи (тазы), они помогали бескорыстно, зачастую рискуя собственной жизнью (и теряя ее). Они прошли и испытания, послан-ные нам последним столетием - потрясения революции, голод 30-х годов, лихую военную пору, но сейчас, подойдя к периоду демократизации, сувере-нитета и восстановления утраченных исторических ценностей, они оказались фактически брошенными на произвол судьбы, теми, для кого жили. Ухуд-шающиеся экономические условия, утрата национальных традиций исполь-зования, содержания и разведения, крайне слабая племенная работа и мизер-ная роль питомников ставят под угрозу существование аборигенных пород собак в Казахстане (Плахов, Шелестова, 1999).
Численность среднеазиатской овчарки вне районов аборигенного рас-пространения составляет несколько тысяч экземпляров. Это напоминает си-туацию с Китаем - благодаря англичанам, успевшим вывезти и спасти китайских собак, его жителям есть где их посмотреть. Узбекистану и Таджики-стану, например, повезло меньше: только за последнее столетие вымерли 3 местные породы охотничьих собак (гурджи, джавзы и каратегинка). Какой путь выберет Казахстан зависит от нас самих. А ведь исчезновение любой из пород домашних животных это не только оскудение генофонда планеты и потеря элемента ее биоразнообразия, но и утрата одной из составляющих на-ционального достояния Республики, ибо каждая из них - своеобразный жи-вой памятник культуры и цивилизации народа, ее создавшего и сохранивше-го до настоящего времени. Памятник, древность которого измеряется тыся-челетиями. Если эти собаки были созданы людьми в таком виде и на протя-жении многих веков сохранили до нашего времени один облик и одни каче-ства, то и наша задача – сохранить в них это и так же, как и наши предки – передать следующим поколениям.

В наших экспедициях по Казахстану, встречаясь с различными людь-ми, нам довелось как-то слышать очень интересную историю, случившуюся до войны. Вот она: «Как-то зимой один человек возвращался на своем коне домой поздим вечером из соседнего аула, где был на большом празднике (тое). Разыгрался буран и, уже на подъезде к своему аулу, человек и конь были настигнуты волчьей стаей. Снег, ветер, темень и серые хищники, при-ближающиеся к человеку на лошади. Им можно не спешить, добыча от них уже никуда не денется. Человек, сжимая в руке камчу, единственное свое оружие, закричал во весь голос. На счастье, до родного аула было недалеко и верный тобет, несмотря на ветер, услышал зов хозяина. Собака помчалась в темноту, навстречу неизвестности, чтобы, вынырнув из бурана, вступить в схватку, которая могла стать для нее последней… Тобет и человек выдержа-ли этот бой и победили в нем. На всю оставшуюся жизнь человек сохранил в душе благодарность собаке, спасшей его жизнь, а сама собака до последних своих дней была окружена почетом и уважением». Этот рассказ, похожий на сказку со счастливым концом, поведал нам Бекет Есентаев. В нем примеча-тельно, прежде всего то, что когда человеку стало плохо и он позвал на вы-ручку своего тобета, тот не раздумывал, идти или нет. Собака не пыталась предъявлять хозяину счет и напоминать о днях, когда ее не кормили или да-вали ей мало пищи. Она не напоминала, что как-то хозяин пнул ее под горя-чую руку, а дети швыряли в нее камнями. Человек позвал, ему нужна была помощь и тобет, не раздумывая и не теряя времени, помчался в темноту, что-бы вступить в смертельный бой для спасения человека. Современная реаль-ность и катастрофическое состояние казахских тобетов у себя на родине, по-следнем пристанище породы, предполагает принятие срочных и безотлага-тельных мер по их спасению. Потомки той собаки взывают о помощи к нам, внукам того человека. И нам не надо мчаться в темноту и рисковать своей жизнью. От нас требуется немного участия и финансовых затрат. И мы начи-наем считать: «в Республике тяжелое экономическое положение, у государ-ства нет денег…». Мы находим множество отговорок, а рядом «друзья чело-века» находятся на грани вымирания. Наша неблагодарность и не уважение памяти и традиций предков не знают границ.
Существование пород домашних животных без прямого и квалифици-рованного участия человека невозможно. Как показывает действительность, на определенной стадии развития общества проблема сохранения пород до-машних животных оказывается вне сферы интересов государства, что факти-чески ставит их под угрозу исчезновения. И если для сохранения диких жи-вотных создаются охраняемые территории, если их права у нас, в какой-то степени, защищены Законом об охране и использовании Животного Мира, а особо критические случаи рассматриваются в Красной книге, то домашние животные, полностью зависимые от человека, оказываются и наиболее без-защитными. В какой-то степени проще тем породам, чье существование оп-ределяется пользовательными потребностями человека. Гораздо хуже прихо-дится так называемым непродуктивным породам, к которым относятся и со-баки.
Сегодня мы имеем возможность организовать объединение небольших питомников по воссозданию породы «казахский тобет» на базе Республикан-ского Клуба Кровного Охотничьего Собаководства Казохотрыболовсоюза. Новое руководство Казохотрыболовсоюза готово оказать в этом моральную поддержку. Это уже не мало. У нас есть эталон и подготовлено временное описание экстерьера породы, необходимое в начальный период работы с по-родой. Определены и основные направления работы с породой «казахский тобет». Эта порода должна стать универсальной, пригодной для широкого служебного, караульного и пастушеского использования в разнообразных природных и климатических условиях Казахстана. Рабочие качества породы станут главной основой для отбора производителей. Эти собаки должны бу-дут проходить 2 вида испытаний – по волку и по защитно-караульной служ-бе. Их предназначение, прежде всего, - защита сельскохозяйственных живот-ных от волков, численность которых за последние годы достигла, по оценкам специалистов Института зоологии МОН РК 70 – 100 тысяч, и которые в на-стоящее время стали действительно угрозой не только животноводству, но и благополучному существованию диких копытных в Республике. Вторая, не менее важная «профессия» породы казахский тобет – универсальная слу-жебная и караульная собака. Эта порода, благодаря крепкому и правильному сложению, должна будет с легкостью выдерживать многокилометровые пробеги и переходы, распутывая следы нарушителей, при весе кобелей 50 – 70 кг, а сук – 45 – 60 кг – успешно задерживать и обезвреживать преступни-ков, а благодаря хорошему чутью, зрению, спокойному характеру и взрыв-ному темпераменту – хорошо нести и караульную службу. Будет пригодной она и в качестве телохранителя и, просто – собаки – компаньона, друга се-мьи. Словом, как по экстерьеру, так и по работе займет свободную нишу между разводимыми в России «среднеазиатскими овчарками» и «туркмен-скими волкодавами» из Туркмении. В идеале, «казахский тобет» должен бу-дет занять освободившееся, из-за прекращения целенаправленной племенной работы, место восточно-европейской овчарки, с гораздо большей пригодно-стью к условиям Казахстана и достаточной неприхотливостью в еде и к усло-виям содержания. Эта порода сегодня крайне необходима Казахстану, его сельскому хозяйству, Армии, в особенности - Пограничным силам, службам охраны правопорядка, различным фирмам, организациям, и просто гражда-нам республики. Для успешной реализации подобной программы одной мо-ральной поддержки мало, необходимо еще и устойчивое финансирование. В 30-е годы нашего века Япония из экономически не развитой, политически легковесной страны, стала искать пути к укреплению суверенитета и нацио-нальному возрождению. В числе предпринятых шагов была реализована про-грамма по спасению японской породы собак – акита-ину, выбранной симво-лом страны Восходящего солнца. Основную заботу об этой породе (мораль-ную и материальную) взяло на себя правительство Японии. После Второй мировой войны надо было восстанавливать страну буквально из руин. И опять, правительство Японии предприняло все возможные усилия по сохра-нению национальной породы собак. Эта задача была решена успешно. Сего-дня акита-ину – порода, признанная Международной Кинологической Феде-рацией (FCI).
Сохранение вымирающих пород собак Казахстана - борзых-тазы, тай-ганов и казахского тобета имеет большое значение не только как спасение составных элементов генетического фонда и биоразнообразия планеты, но и для заполнения возникшего вакуума в исторически сложившихся хозяйст-венных отношениях и организации досуга народов Юго-Западной Азии. Та-кая программа невозможна без квалифицированной племенной работы на ба-зе достаточно мощных питомников, без государственного и общественного интересов к возрождению этих пород, иначе их судьба на их же родине будет плачевна. Подключение Вооруженных сил, силовых ведомств, Министерства сельского хозяйства и охотничьих организаций в качестве основных потре-бителей этих пород могло бы стать решающим шагом по их возрождению. Ситуация сегодня сложилась так, что никто кроме нас самих не возьмется за это. Но можно, прикрываясь «финансовыми затруднениями», остаться безу-частным к сохранению национального достояния, забыть о том, что «собака – одно из семи богатств». Выбор за нами, за каждым из нас.

2003 г.
Статья написана для журнала «Атбегі», № 2, 2000 г., полная версия
Жексен
Жексен
Администратор
Администратор

Сообщения : 252
Очки : 404
Репутация : 16
Дата регистрации : 2011-07-11
Возраст : 51
Откуда : Казахстан

https://ptic-gol.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Легенда

Сообщение  Жексен Ср Окт 26 2011, 04:55

Тобет
Все величайшие мифы Земли хранят свидетельства о легендарных живых существах, испокон веков сопровождавших Человека по историческим временам и символизировавших его Мир. И мы, на генном уровне, вспоминая об «утерянном рае», порой, неимоверно тоскуем по нашим таинственным тотемным спутникам: самрукам и драконам, змеям и барсам, черепахам, держащим на панцире мироздание, и волчицам, спасшим не одну империю… Мы ищем их на фресках, пытаемся разглядеть в свитках, снаряжаем за ними экспедиции на лохнесское озеро и пытаемся уловить их силуэты в контурах пирамид или на звездном небе… Но вот в ХХI веке на самой обычной выставке собак в Казахстане французский ученый-этнограф, исследователь трудов Марко Поло, вдруг замирает перед стариком-казахом, держащим на нехитром поводке гигантского угрюмого пса, приглядывается к собаке и… неожиданно опускается перед животным - на колени. А потом на глазах сотен удивленных зевак произносит слова, уместные разве что при встрече с живым огнедышащим драконом.
- Это… это - настоящий Тобет? - Голос француза дрожит, - Тот самый? Великая Собака, спасшая конно-кочевую цивилизацию?!
Мощный порыв ветра из лабиринтов прошлого опаляет лица людей. С особенным интересом смотрят на исполинскую собаку молодые люди. Старик-казах особо не вникает в экзальтированный монолог француза. Он сдержан и спокоен. Как, впрочем, и его пес. Аксакал знает, зачем привез пса на выставку. Чтобы показать, чем отличается его настоящий казахский Тобет от всех тех помесей и тщетных селекционных экспериментов, коими полнится рынок так называемых «протопород», именующих себя «Тобетами». Может быть, старик и не ведает, что владеет животным, по статусу мало отличающимся от тех же знаменитых кентавров, но он уверен в одном - его Тобет не просто собака-волкодав. Нет. Это уникум природы, коих на земле остались считанные сотни…
Родословная Тобетов тянется с 1121 года до н.э. Останки предков уникальной казахской породы «Тобет» находят на территории от Восточной Европы до Дальнего Востока по линии предледниковой климатической зоны.
Образ кочевника традиционно связан с конем. Но Марко Поло, описывая в ХIII веке быт предков казахов, не мог обойти вниманием невообразимых по размерам и силе собак. «Огромные - высотой с осла. Применяются в охране, охоте на диких животных и в качестве тягловой силы». В чагатайском улысе путешественник увидел волкодавов при дворе хана. Их разведением заведовали два ханских брата. А собак содержалось в количестве 10 тысяч голов. Столь серьезное культивирование волкодавов было обусловлено не столько ханскими амбициями, сколько жесткими требованиями, которые выдвигал кочевой образ жизни.
Сегодня Тобетов в Казахстане осталось несколько десятков. И, если опираться на информацию, что наскальные рисунки на территории Алматинской области свидетельствуют о наличии этой породы собак на территории современного Казахстана уже более 4 тысяч лет, то можно утверждать следующее: современный Тобет - реальный потомок породы-свидетеля всей истории и быта казахов. А, объясняя загадочную фразу француза о «собаке, спасшей конно-кочевую цивилизацию», можно утверждать следующее: Тобет - мощнейший легендарный персонаж истории кочевого мира, оказавшийся на грани исчезновения в эпоху оседлости. То есть, герой, оставшийся верным своему времени. Спросите, почему Тобета нет практически ни на одном классическом изображении кочевника, ни на одной картине, живописующей образ жизни казахов? Да потому что Тобет - это особенное животное, бывшее по сути одной из тайн степных номадов. А тайны, как известно, никто не тиражирует и не афиширует. Тобет - не «компаньон», вечно сидящий у ноги. Этот пес не предмет имиджа. И не антураж этнического образа. Тобет - сродни метафизической силе, ниспосланной для охраны цивилизации кочевников. Поэтому этой собаки не видно рядом с человеком… Но раздвиньте рамки восприятия, и вы найдете благородного Тобета на вершине любого холма, любой горы, у подножия которой расположилось кочевье. Крупные кобели-вожаки располагались на возвышенностях для лучшего обзора охраняемой территории. «Тобе» - холм, вершина, «ит» - собака, «Тобе ит - Тобет» - собака, лежащая на вершине, пес горы, верховная охрана. Главным богатством кочевника был скот. Главным врагом скота в степи были волки. Ничто - ни воинское мастерство, ни миграция, ни охрана - не могли спасти скот от волков. Единственной панацеей от напасти были и остаются Тобеты. Исполинские волкодавы, которым не страшны степные хищники.
В древности казахи-чабаны кормили щенков Тобетов из деревянных мисок (ит-аяк), выделанных внутри шкурой волка, чтобы волкодавы с детства привыкали воспринимать запах волков, как пищу. Сегодня казахстанские скотоводы терпят многомиллионные убытки от нападения волков. Местные власти выплачивают в сезон отстрела от 10 до 40 долларов за одного убитого хищника. Специалисты считают, что хорошие сторожевые псы-Тобеты дают гораздо больший эффект.
Шли кочевья - их сопровождали исполинские псы Тобеты. Останавливалось кочевье - волкодавы-гиганты занимали свои посты на вершинах холмов. Исчезает кочевье, как цивилизация - начинают уходить в туман истории и уникальные Тобеты. Такая вот удивительная связь между легендарными собаками и людским укладом жизни. Но слава о непобедимых собаках-исполинах не дает покоя суетному человечеству. Самое печальное, что владельцы сильно испорченных чужой кровью, порой одворняженных «якобы Тобетов», иной раз просто крупных дворняг, пойманных где-нибудь в степи, к слову, обвиняющие друг друга в дилетантизме, рекламируют своих питомцев, размножают и продают. Таким образом, исчезает порода. А потом приходят покупатели, например фермеры, и жалуются: дескать, вся свора, почуяв волка, бежит в дом. Вы же совсем другое обещали.… Все верно. Истинный чистокровный казахский Тобет не может испугаться волка - по определению. Есть свидетели битвы двухгодовалого Тобета одновременно с четырьмя волками. Редко какое животное в природе на это способно. Поэтому и родилась в мире легенда о грозных Тобетах родом из казахских степей, ставшая культовой среди заводчиков волкодавов. В конце прошлого века, когда стали систематизировать все и вся, создавая классификаторы и стандарты, Тобеты были занесены в классификаторы как «среднеазиатская овчарка». Эта порода (САО), а так же туркменский алабай - суть ассимилированные казахские Тобеты. За настоящего казахского Тобета сейчас на Западе готовы выложить десятки тысяч евро. Но «настоящих» в природе - единицы.
Для защиты средней отары овец достаточно всего одного казахского Тобета. Он голос подаст, и волки вряд ли решатся напасть. Волки нападают только в том случае, если уверены, что нет силы, которая может их покалечить. Целая стая волков, конечно, с одним Тобетом справится сможет. Но - не без серьезных потерь, естественно.
Порой жители далеких чабанских участков, которым посчастливилось стать хозяевами настоящих Тобетов, даже не знают, каких драгоценных особей они держат на охране своих отар. Один из знатоков этих уникальных собак рассказывал, как однажды их отправили в командировку в Байганинский район Актюбинской области. Добираться пришлось на вертолете. Там аульские пацаны окружили винтокрылую машину, а он обратил внимание на карапуза, державшего исполинскую собаку на веревке вместо поводка. Знаток сразу понял - это Тобет! Ребенок садился верхом на пса, дергал его за веревку, бил пятками в бок, заставляя идти, а тот смирно стоял - несмотря на то, что капризы маленького хозяина ему явно обрыдли. Это были человеколюбие и спокойствие, заложенные в гены пса нашими предками тысячелетия назад. Знаток всеми силами пытался уговорить пацана продать собаку за все те деньги, что были у него в кармане. Тот ни в какую не соглашался. Когда этот человек улетал, слезы катились у него по щекам. Он только что видел мечту своей жизни…
Уже сегодня истинный казахский Тобет - большая редкость, порода на грани исчезновения. И именно сегодня еще возможно что-то сделать для возрождения древнейшей и уникальнейшей породы. Данное издание, подготовленное на основе материалов питомника «Тобет-казакы ит», адрес в Интернете www.tobet.kz, является нашим посильным участием в движении поддержки и сохранения легендарных казахских Тобетов, как национального природного достояния республики и одного из уникальнейших символов неповторимого этно-культурного наследия Казахстана. Возрождение породы и занесение этих редчайших собак в первую очередь в казахстанские, а после и в международные классификаторы под исконным казахским названием «Тобет» крайне важно так же и в свете обретения республикой Казахстан независимости. Ведь исчезновение любой из пород животных отдельной страны - это невосполнимое оскудение генофонда всей планеты.
…А если когда-нибудь в космосе будет открыто созвездие Кочевник, то рядом со вселенским Номадом по дорожке из звездной пыли… обязательно будет вышагивать исполинский пес Тобет - молчаливый и грозный хранитель человечества…
Жексен
Жексен
Администратор
Администратор

Сообщения : 252
Очки : 404
Репутация : 16
Дата регистрации : 2011-07-11
Возраст : 51
Откуда : Казахстан

https://ptic-gol.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Re: Тобет миф или реальность

Сообщение  Асхат. Пн Окт 31 2011, 02:25

Сейчас вокруг Тобетов много шума и споров, гонясь в своё время за модой, содержа собак присуще своему времени Овчарок, Кавказцев, Питов, не заметили рядом стоящего Тобета, растворился в общей массе САО, хотя можно сейчас услышать что можно встретить Тобета в чистоте, но думаю врятли. Модная порода Алабай затмил нашего Тобета, есть только схожие по экстерьеру.
Асхат.
Асхат.
Модератор
Модератор

Сообщения : 1137
Очки : 1394
Репутация : 34
Дата регистрации : 2011-10-19
Возраст : 52
Откуда : Талдыкорган

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Re: Тобет миф или реальность

Сообщение  Жексен Пн Окт 31 2011, 23:06

Грамотный зоотехнический подход на уровне государства, и всё бы решилось.
Жексен
Жексен
Администратор
Администратор

Сообщения : 252
Очки : 404
Репутация : 16
Дата регистрации : 2011-07-11
Возраст : 51
Откуда : Казахстан

https://ptic-gol.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Re: Тобет миф или реальность

Сообщение  Асхат. Пн Окт 08 2012, 10:17

Рай Тобетов. Планета собак.
Асхат.
Асхат.
Модератор
Модератор

Сообщения : 1137
Очки : 1394
Репутация : 34
Дата регистрации : 2011-10-19
Возраст : 52
Откуда : Талдыкорган

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Re: Тобет миф или реальность

Сообщение  Жексен Пн Окт 08 2012, 23:53

Отличный фильм, действительно рай для Тобетов, хотя это Азиаты Казахского разведения.
Жексен
Жексен
Администратор
Администратор

Сообщения : 252
Очки : 404
Репутация : 16
Дата регистрации : 2011-07-11
Возраст : 51
Откуда : Казахстан

https://ptic-gol.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Re: Тобет миф или реальность

Сообщение  Кожахметов Рустем Ср Окт 17 2012, 20:02

Как там сказали, Тобет- собака сидящая на гореSmile не знал. Есть изречение на казахском ит Тобеттенды, повзрослел, возмужал. Истинных Тобетов никто помоему не видел, последними были наши деды. Каким мы представляем тех наших Тобетов, и какие они были? сейчас например в аулах есть много средних собак казак иттер, пастухи, их тоже называют Тобетами.
Кожахметов Рустем
Кожахметов Рустем
Местный
Местный

Сообщения : 224
Очки : 254
Репутация : 6
Дата регистрации : 2011-11-18
Возраст : 51
Откуда : Казахстан Джансугуров

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Re: Тобет миф или реальность

Сообщение  Асхат. Чт Окт 18 2012, 02:41

Рус калайсын, ты банально про аборигенов говориш, казак иттер, да они действительно универсальные собаки, и в основном чабаны содержать их для пастьбы скота, а Тобет он Волкодав, его функция охрана стада от волков, вожак своры чабанских собак, приблизительно вот такой вот был у дедули когда я на каникулах ездил к нему, вот он Тобет. Тобет миф или реальность 1068423_m Серый, мощный, ободом над глазами.
Асхат.
Асхат.
Модератор
Модератор

Сообщения : 1137
Очки : 1394
Репутация : 34
Дата регистрации : 2011-10-19
Возраст : 52
Откуда : Талдыкорган

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Re: Тобет миф или реальность

Сообщение  Кожахметов Рустем Чт Окт 18 2012, 04:21

Асхат, сенде Тобеттер барма, Азиаттарма, Алабайма?
Кожахметов Рустем
Кожахметов Рустем
Местный
Местный

Сообщения : 224
Очки : 254
Репутация : 6
Дата регистрации : 2011-11-18
Возраст : 51
Откуда : Казахстан Джансугуров

Вернуться к началу Перейти вниз

Тобет миф или реальность Empty Re: Тобет миф или реальность

Сообщение  Асхат. Ср Окт 24 2012, 07:17

Тобет это народное слово, был у меня похожи на старого дедовского, сейчас поищу фотку.
Асхат.
Асхат.
Модератор
Модератор

Сообщения : 1137
Очки : 1394
Репутация : 34
Дата регистрации : 2011-10-19
Возраст : 52
Откуда : Талдыкорган

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения